Семь нянек

Режиссерский дебют Ролана Быкова

Семь нянек▼ Фильм вошел в десятку самых кассовых картин 1962 года. Но сначала картину хотели запретить — из разных городов Советского Союза полетели телеграммы на студию: детвора, в подражание герою фильма, начала поджигать почтовые ящики на входных дверях. Но потом все как-то само собой улеглось, и комедия стала одной из самых любимых зрителем.
▼ В ролях: Владимир Ивашов, Валентин Буров, Татьяна Надеждина, Виктор Хохряков, Валентин Зубков, Алексей Бахарь.
Впоследствии Ролан Быков активно снимал детское кино: «Пропалолето», «Айболит-66», «Внимание, черепаха!», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Чучело» и другие фильмы.
▼ В одном из эпизодов сразу вслед за грузовой автомашиной с надписью «Молоко» проезжает грузовая цистерна с надписью «Чернила». Это гэг режиссера, основанный на противопоставлении белого черному, чернила никогда не перевозились подобным образом.

Недаром говорят, что «у семи нянек дитя без глазу». Что и происходит в картине Ролана Быкова, когда рабочая молодежь решает взять себе в бригаду подростка-правонарушителя. Но все заканчивается хорошо, как и подобает в советской кинокомедии.
«Семь нянек» — это режиссерский дебют Ролана Быкова. Вначале он сам хотел сыграть отпетого хулигана Афанасия Полосухина. Но из этого ничего не вышло — даже с помощью супергрима было заметно, что ему далеко не 15 лет. Поиск главного героя шел долго, режиссер отмел кандидатуры более двух тысяч мальчишек, пока, наконец, не привели юного Семена Морозова. «Я о таком счастье даже не мечтал! Но на роль отобрали еще двоих — Никиту Михалкова и Валерия Рыжакова. Ролан Быков видел в главной роли кого-то из них двоих, однако на худсовете выбор пал на меня. Для меня этот фильм стал своеобразным актом посвящения в профессию, потому что у меня был такой удивительный наставник как Ролан Быков. Съемочным процессом он руководил жестко, иногда даже жестоко. Мне тогда казалось, что он несправедлив по отношению ко мне. А сейчас я сам с детьми работаю в качестве режиссера «Ералаша». И теперь очень хорошо понимаю, что такое снимать кино с детьми, при всей любви к ним. Ролан Антонович просто гениальный педагог, я буду ему благодарен по гроб жизни за то, что он впустил в меня вирус актерства», — говорит Морозов.

Это сегодня Морозов с благодарностью вспоминает уроки Быкова, а на съемочной площадке отношения режиссера и юного актера долго не складывались. Быков постоянно делал замечания Семёну, кричал на него, а однажды в сердцах даже отвесил ему затрещину. Но не на того напал! Дело в том, что Морозов в школьные годы серьезно занимался боксом и, не стерпев обиды, отправил режиссера в нокдаун! При этом он эмоционально высказал режиссеру все, что думает о нем и его методах работы. Реакция Быкова превзошла все ожидания. Он моментально схватил Семёна за руку и поставил в кадр. «Потрясающе! Вот так ты можешь играть?! Вот так играй! Вот так, только без мата!» — закричал он. Взаимопонимание между режиссером и актером было достигнуто. «Я так потом вошел в роль, что и вне съемочной площадки ко мне многие стали относиться в контексте моего героя — шалопая и воришки. Помню, у кого-то пропали солнечные очки, какие-то чешские... По тем временам дефицитная вещь. И мне на полном серьезе сказали: «Сеня, верни, пожалуйста!» Я, чуть не плача, доказывал, что не крал. А очки потом нашлись, ребята извинились...»— вспоминает Морозов.