Блондинка за углом

Блондинка за углом▼        Год выпуска: 1984..
▼        Автор сценария: Александр Червинекий.
Композитор — Исаак Шварц.  За время проката фильма в 1984 году его посмотрели 24,1 млн зрителей.
▼        В фильме также снялись: Елена Соловей (Регина), Анатолий Сливников («Крокодил»), Елена Ханаева (Татьяна Васильевна), Марк Прудкин (Гаврила Максимович), Баадур Цуладзе (директор универсама), Алексей Жарков, Анатолий Равикович, Сергей Бехтерев.
Основные интерьерные сцены снимались в ленинградском универсаме «Южный».

В этом этом году исполняется 25 лет со дня выхода на экраны сатирической трагикомедии Владимира Бортко «Блондинка за углом». Этот фильм принес известность режиссеру и исполнительнице главной роли — Татьяне Догилевой. Роль «блондинки за углом» стала визитной карточкой Догилевой. Ее героиня Надежда, работающая в «блатном» гастрономе, что называется, «умеет жить». Роль хваткой продавщицы, влюбившейся в бывшего астрофизика, до сих пор остается одной из самых любимых работ актрисы. Правда, едва начались съемки «Блондинки...», как Татьяну стали переманивать в другую картину. В это же время на «Ленфильме» режиссер Ян Фрид снимал фильм-оперетту «Вольный ветер». И съемочная группа во главе с ним и сценаристом — известным писателем-юмористом Михаилом Мишиным — искали актрису на роль Пепитты. Однажды Мишин случайно увидел по телевизору спектакль «Гренада», в котором неизвестная ему актриса виртуозно играла сразу семь ролей, и сразу понял — вот она, Пепитта. Ее стали разыскивать и нашли... буквально за углом, у Владимира Бортко. «Таня не хотела прерывать работу с Бортко. Сценарий «Блондинки...» был очень хороший, а наш, как выяснилось, ей не нравился. Она отказывалась, обманывала. Тем не менее в итоге ее уговорили. Так Таня стала совмещать обе работы..,» — позже вспоминал Мишин. И если «Блондинка за углом» принесла Догилевой популярность и любовь зрителей, то «Вольный ветер» подарил актрисе ее будущего мужа. «Предложения Миша мне не делал, - признавалась актриса. - Отношения как-то сами собой переросли в близкие. А когда два года прожили, друзья стали слишком часто повторять: «Ну когда же вы поженитесь?» И мы поженились...»
Ученого-астрофизика Николая, переквалифицировавшегося в грузчики, сыграл Андрей Миронов. Появление знаменитого актера на площадке поднимало всем настроение. Был такой забавный случай на съемках. Сцену в колбасном отделе снимали на мясокомбинате, потому что не смогли найти другого места, где было бы столько сортов колбасы и мяса. Съемочной группе устроили дегустацию в кремлевском цехе, продукты из которого отправлялись членам Политбюро ЦК КПСС. Одна юная гримерша первый раз увидела качественные сосиски и спросила: «А почему они такого странного цвета?», на что Миронов тут же ответил: «Это цвет мяса, мадам!»
Татьяна Догилева и Андрей Миронов очень подружились на съемках. «Я вспоминаю общение с Мироновым как состояние абсолютной радости. Все, что у меня получилось в фильме, - его заслуга. Играть с ним было сплошное удовольствие. У нас с ним были замечательные отношения. С ним все хотели дружить, но он не мог разорваться. Меня же опекал, потому что видел во мне хорошую актрису. Миронов безумно любил свою профессию. Любил красивую одежду, красивых женщин, рестораны, поэзию, музыку и отдавался всему со страстью. Нашему поколению таких мужчин не досталось, к большому сожалению. Мы с Андреем и после съемок проводили время вместе. Он показал мне Питер, познакомил с питерскими друзьями, со сводным братом Кириллом Ласкари. Это была наша дружная компания: Андрей, Кирилл и я. Втроем мы веселились, гуляли и ходили по ресторанам», - вспоминает Догилева.
Сценарий фильма был острый, сатирический, и создатели картины все время находились под гнетом сурового партийного начальства. «Они следили за съемками и издевались - заставляли все переснимать по 2-3 раза. Думаю, если бы не Миронов, нам бы не дали доснять фильм. Андрей, как самый известный среди нас, был нашим парламентером, все тяжелые переговоры брал на себя. Он спасал всю съемочную группу от твердолобых чиновников. Вел себя по-мужски, по-рыцарски, не позволяя нам впадать в депрессию, все время шутил, подбадривал», — рассказывает Догилева.
На экраны фильм выпустили не сразу: начальники от кино назвали его пасквилем на советскую действительность, и картина в течение двух лет подвергалась цензуре в Госкино СССР. Многие сцены режиссеру пришлось резать и перемонтировать. Взамен вырезанных эпизодов в фильме есть снятые позже вставки-комментарии Андрея Миронова, сопровождаемые музыкой и песнями в его исполнении. Но, несмотря на то, что примерно треть фильма была безжалостно вырезана, и был искажен финал, «Блондинка за углом» имела большой успех у зрителей. «Никто не думал тогда, что Бортко станет классиком. Теперь фильмы этого режиссера в «золотом фонде». Я люблю его и горжусь, что работала с ним на лучшей студии — «Ленфильм», — говорит сегодня Догилева.