Мой ласковый и нежный зверь

Мой ласковый и нежный зверьМосфильм, 1978.
В ролях: Олег Янковский, Кирилл Лавров, Леонид Марков, Светлана Тома, Григорий Григориу и др.

Эмиль Лотяну снял фильм «Мой ласковый и нежный зверь» по произведению А. П. Чехова «Драма на охоте». «Я работал над картиной с большой любовью. Чехов мне всегда казался художником очень эмоциональным, внутри него мне всегда видится Шекспир, всегда глубоко трагедийная основа», - говорил режиссер.
Поиски исполнительницы главной роли были долгими. У режиссера было свое видение чеховской героини. «Оленька Скворцова - дочь лесничего - совсем юное существо. Мне хотелось дать почувствовать зрителю, что она - часть живой природы, ее прямое продолжение в самом совершенном и гармоничном виде. И, в конце концов, когда она погибает, должна наступить огромная, страшная тоска, вызванная этой нелепой и трагической потерей», - говорил Лотяну. Ассистенты режиссера просто сбились с ног в поисках нужного типажа. И лишь через полгода обнаружили «героиню» в Воронежском хореографическом училище. 15-летняя Галя Беляева была так очаровательна, изящна и грациозна, что ее тут же пригласили на пробы. Правда, при личной встрече юная балерина показалась режиссеру неубедительной - излишне зажатой и застенчивой. Но после команды «Мотор!» случилось чудо - Галина неожиданно для всех превратилась в Оленьку Скворцову. «Съемки давались мне непросто. Особенно мне не давался один эпизод, когда Оленька бежит по лесу, а потом падает, скользя руками по стволу березы. Эмилю Лотяну хотелось романтики в этом кадре, он требовал, чтобы я соскальзывала по дереву очень плавно. А у березы кора грубая и бугристая. Помню, у меня все руки были в крови. Мы сняли 5 или 6 дублей, а до этого - столько же репетировали, и в итоге получилась именно та картинка, которой добивался режиссер», — вспоминает Беляева.
Музыку к фильму написал композитор Евгений Дога. «Для сцены свадьбы Оли и Урбенина я предложил написать вальс, а он у меня никак не получался, вроде все хорошо, но не то, что нужно Лотяну. И вот настал решающий день: завтра начинаются съемки, и первая сцена - свадьба. Эмиль в 11 вечера врывается ко мне как ураган, а музыки нет. Я думал, он мне чем-нибудь запустит в голову - в такой обстановке мы с ним расстались. До утра я написал вальс», вспоминает композитор. Рассказывают, что когда утром на съемочной площадке зазвучала эта музыка, все были поражены и просили ставить мелодию еще и еще раз. Позже Лотяну признался, что тот вальс на озере - живой нерв фильма. Сцена с вальсом, действительно, стала самой красивой и пронзительной сценой фильма. «Этот эпизод получился таким поэтическим еще и благодаря настойчивости отца: в конце дня, когда все уже было отснято, а группа здорово устала, он вдруг заметил, что идет облако, излучающее удивительный бордовый свет. Отец заставил и актеров, и оператора подождать и снял еще один дубль, который и вошел в картину: на фоне красного неба и его отражения в воде все сияло», - рассказывает Эмиль Лотяну-младший.
В процессе съемок фильма Лотяну и Беляева полюбили друг друга и вскоре поженились. В 1980 году у супругов родился сын Эмиль. В те же годы режиссер начал работать над фильмом «Анна Павлова». Роль великой русской балерины сыграла Галина Беляева. Большинство балетных партий она исполняла сама.
Евгения Дога причисляют к двадцати лучшим и самым исполняемым композиторам XX столетия. Под его «вальс века» несколько фигуристов стали чемпионами Европы и мира. А на свадьбах этот вальс - любимая музыка, под которую молодожены танцуют свой первый танец.