Любимая женщина механика Гаврилова

Любимая женщина механика Гаврилова▼        За роль в этом фильме Людмила Гурченко была отмечена призом «Золотой орел» за лучшую женскую роль на кинофестивале в Маниле (1982).
▼        Фильм снимался в Одессе.
▼        Прокат - 18,4 млн зрителей.

Можно ли сыграть главную роль в кино, не произнеся ни слова? Оказывается, можно! Именно такая роль досталась Сергею Шакурову в фильме Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова». Эта история началась утром возле ЗАГСа, куда должен был явиться судовой механик Гаврилов. Целый день страдала его невеста, не отходя далеко от заветных дверей... Он появился на следующий день, лучезарно улыбнулся, и все мы сразу же поняли: да, такого мужчину можно было прождать не только целый день, а всю жизнь.
Сценарий фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» специально для Людмилы Гурченко написал Сергей Бодров, который в 70-е годы работал на Одесской киностудии. Кстати, сам он снялся в эпизоде. Помните, когда героиня Гурченко в поисках Гаврилова приходит на корабль, ее встречает обаятельный матрос. Это и есть будущий известный режиссер Бодров.
Взялся за съемки Пётр Тодоровский. Фильм рождался в спорах между актрисой и режиссером. «У меня возникали споры с Людмилой Гурченко. Она замечательная актриса и бесконечно талантливый человек. Бог ей дал все, но после первого успеха ей долго не везло, и она на каждого режиссера стала смотреть с прищуром. Но она высокий профессионал и все требования выполняла с блеском», - вспоминает режиссер.
Как вспоминает актриса, когда начали снимать, она еще долго не могла понять, в чем суть ее героини. «Сколько мы ни говорили про «нашу Риту», я еще и еще раз понимала, что режиссер сделал большую ошибку, пригласив на эту роль меня. Ему виделась другая женщина, «красивая и независимая, которая постоянно фонтанирует», чуть растрепанная и вибрирующая. По его рассказам мне представлялась женщина из фильмов неореализма. Это монороль, и полтора часа на экране в одиночку «фонтанировать» — ой как точно надо «распределить» струю. А ведь режиссер знал про свою героиню все. Он сам ее придумал, полюбил, и сыграй эту роль актриса, которая бы пошла по его видению, картина, наверное, получилась бы оригинальнее, теплее, темпераментнее. Но на роль он пригласил меня. Это была его ошибка и наше обоюдное несчастье. Если когда-то я мучилась от отсутствия текста в роли, то теперь наоборот...» - говорит Гурченко.
Тодоровский некоторое время колебался, кого пригласить на роль Гаврилова, мужчины-мечты: Владимира Высоцкого или Сергея Шакурова. Сомнения развеяла Людмила Гурченко, которая твердо сказала: «Давайте все-таки Шакурова, он посильнее в актерском мастерстве». Финал фильма отличался от написанного в сценарии. В первоначальном варианте Гаврилов должен был появиться весь в бинтах и в коляске, ведь накануне он ввязался в драку, заступаясь за женщину. В фильме герой Шакурова появляется во всем блеске - белозубый и победительный.
Сам Шакуров сначала с энтузиазмом принял предложение сыграть Гаврилова, но когда начал читать сценарий, то понял, что главный герой не только не появляется в течение всего фильма, но и не произносит ни слова. Он страшно разозлился, но дочитал до конца и все-таки согласился на «главную роль».
Несмотря на съемочные трудности и недоразумения на съемочной площадке, фильм получился атмосферным, совсем не советским. В нем была какая-то тоска по настоящему, живому человеку. И все персонажи этой ленты действительно были людьми из плоти и крови. Они по-настоящему любили, страдали, плакали и веселились. Наверное, поэтому фильм до сих пор любят и постоянно пересматривают.