Газовый свет

Gaslight (1944)

Газовый светСША
Жанр триллер
Режиссер Джорж Кьюкор
В ролях:
Ингрид Бергман, Шарль Буайе, Джозеф Коттен, Мэй Уитти,  Энджела Лэнсбери, Барбара Эверест, Эмиль Рэмю

Как известно, если человека очень долго убеждать, что он верблюд, то рано или поздно человек в это поверит. И если и не станет верблюдом, то, по крайней мере, плеваться начнет как следует. На этой простой истине выстроен фильм Джорджа Кьюкора «Газовый свет» - психологически тонкий, интригующий, страшный, вдохновивший самого Хичкока на его знаменитые драмы, в которых герой должен доказать всему свету, что  он...   не  сумасшедший. Впрочем, ценность фильма заключается не только в том, что он впечатлил самого маэстро саспенса (хотя одно только это, безусловно, можно считать успехом).
Сюжет довольно простой: красивая впечатлительная девушка Пола выходит замуж за своего преподавателя фортепьяно и поселяется с ним в доме, где она жила в детстве и где стала свидетельницей страшного убийства ее тетушки, знаменитой актрисы. И, между прочим, тайна убийства и судьба пропавших драгоценностей до сих пор не раскрыты. Дом, надо отметить, имеет довольно мрачную атмосферу, которая в скором времени Полу начинает угнетать. А тут еще и муж, который не упускает ни единого момента, чтобы посочувствовать несчастной, сходящей с ума жене. В конце концов Пола вынуждена согласиться с настойчивым и заботливым   супругом: да, она сходит с ума... Ингрид БергманКстати, Ингрид Бергман за роль прекрасной надломленной Полы получила «Оскар» и еще добрую порцию славы (в довесок к той что пришла после «Касабланки»). А через пять лет она практически полностью повторила свой выход в картине Хичкока «Под знаком Козерога». На бис, так сказать.
Интересно вот что: оба главных героя на протяжении картины изменяются кардинально, даже полярно. И - о чудо! внутреннее перерождение очень меняет внешний облик героев. А чудо, собственно, заключается в том, что толпа волшебников из гримерного цеха не приложили к этому свою руку. Поэтому современному зрителю, перекормленному сахарными картинками, исполненными художниками, но не актерами (апогеем можно считать «Загадочную историю Бенджамина Байона» Дэвида Финчера), посмотреть на лицедейство великих актеров будет не только полезно, но и просто приятно.

Кстати, это вторая по счету экранизация романа Патрика Хэмилтона, написанного в 1938 году. Первая, поставленная режиссером Торолдом Диккенсом в 1940-м, не стала знаменитой. А теперь «Газовый свет» собирается экранизировать и британский режиссер Джо Райт, который в прошлом году снял «Искупление» по роману Йена Макьюэна. Если к этой пьесе Райт подойдет с таким же хладнокровным расчетом на красоту планов, а не на игру актеров, то, скорее всего, из фильма не получится ничего путного. Делать из живых и многогранных прототипов картонных и плоских киногероев Джо Райт заслуженный мастер.