Мюнхен

Munich (2005)

МюнхенНастоящая, а не выдуманная Голливудом операция секретных служб легла в основу фильма Стивена Спилберга «Мюнхен».
Этот политический триллер рассказывает об одном из самых печально известных террористических актов в истории. В 1972 году восемь боевиков палестинской организации «Черный сентябрь» во время Олимпийских игр в Мюнхене проникли в здание, где жили израильские спортсмены. Двоих убили сразу, еще девять человек взяли в заложники. Все они, а также пятеро боевиков были застрелены спустя сутки в аэропорту при попытке освобождения заложников. Слабым оправданием для немецких полицейских служит лишь то, что спецподразделений по борьбе с терроризмом в то время не существовало и опыта подобных операций у них не было. Израиль предложил свой метод борьбы с террором. Все, кто планировал, финансировал и осуществлял теракт, должны быть уничтожены без суда и следствия. Разумеется, как любая операция спецслужб, эта миссия была строго засекречена. Поэтому можно говорить лишь о том, как эти события показаны в фильме Спилберга, основанном, в свою очередь, на документальной книге Джорджа Йонаса «Возмездие». Согласно «Мюнхену», акцию по отстрелу террористов благословила премьер-министр Голда Меир, хотя израильские власти это отрицают. Члены специально созданной группы под названием «Гнев Божий» ушли с постов в армии и разведке, чтобы в случае провала не скомпрометировать свою страну.
На главную роль - руководителя операции - Спилберг пригласил Эрика Бану (Гектор в «Трое»). Директора израильской разведки МОССАД сыграл обладатель «Оскара» Джеффри Раш. Другие роли исполнили Дэниел Крейг (будущий Джеймс Бонд) и известный французский режиссер Матье Кассовиц.
Охота за членами «Черного сентября» велась на огромной территории - от Италии и Франции до Греции и Ливана. В течение года были выслежены и убиты девять боевиков. Однако разгром группировки не остановил терроризм. Как у гидры взамен отрубленной головы вырастали две новые, так и в геометрической прогрессии увеличивалось количество терактов, совершаемых радикальными исламистами. Спилберг явно не хотел превратить свою картину в стандартный триллер про то, как «хорошие парни» мочат в сортире «плохих парней». «Мюнхен» - это, скорее, попытка режиссера заставить зрителей задуматься о тупике, в котором оказался современный мир, и о том, что простые ответы не всегда бывают правильными.