Гран Торино

Gran Torino (2008)

Гран ТориноЭтот киносезон стал звездным для режиссера и актера Клинта Иствуда. Не успела сойти с экранов «Подмена», и вот его новый фильм - «Гран Торино», в котором он еще и снялся в главной роли. Если «Подмена» — это всего лишь занятная история, то «Гран Торино» — настоящее послание человечеству. Патриарх американского кино отвел себе в нем поистине космическую роль — восстановителя смысла и порядка в рушащемся мире.
...Одноэтажные пригороды Детройта, когда-то автомобильной столицы Америки, заполонили пришельцы разных рас. Из белых здесь остался упрямый Уолт Ковальски. Он стрижет газон, пьет пиво и кормит любимого Лабрадора. Участник войны в Корее, полвека отпахавший на заводе Форда, Ковальски оружием в руках защищает свой мир. В соседних домах поселились какие-то неведомые хмоны, среди которых есть бандиты, заставившие юношу Тао украсть святое - собранный Уолтом вручную автомобиль «Гран Торино».
Но ружье не выстрелит. Герой Иствуда займется воспитанием этого паренька, которого родители наказание отдадут ему в работники Разочаровавшись в своих детях и внуках, превратившихся в машинки для счета денег, он откроет в Тао человека. За него Ковальски и примет свой последний бой...
Спасибо Клинту Иствуду за фильм, который воспринимается как художественное завещание.

Фильм «Гран Торино», мировая премьера которого состоялась в декабре прошлого года, с большим опозданием дошел и до наших широких экранов.
Лента позиционировалась как последняя работа в качестве актера великого Клинта Иствуда, которому исполнилось уже семьдесят восемь. Он же выступил и как режиссер. И небезуспешно - в американском прокате «Гран Торино» самый кассовый его фильм. За первые три дня широкого проката фильм собрал 29 миллионов долларов, установив рекорд для картин с Иствудом.
Прочитав рекламную аннотацию и увидев брутальный постер, многие решат, что это очередной вариант на тему «Грязного Гарри» или отечественного «Ворошиловского стрелка», - старичок с ружьем мстит за поруганную честь или отстаивает свои конституционные права.
Но не тут-то было. Боевиком здесь и не пахнет. С экрана не прозвучит ни единого выстрела. Хотя ружьишко у героя Иствуда Уолтера Ковальски имеется. И стрелять он умеет. Но в своем последнем фильме Иствуд заявляет, что калибр оружия и размер бицепсов все-таки не являются в конфликте аргументом номер один. Своего рода искупление за литры крови, пролитые с экрана на зрителя. И палец вместо револьвера выглядит очень символично.
Ожесточившийся на всех ветеран корейской войны, похоронивший жену, доживает свой век в одиночестве. Из существ, к которым он еще питает теплые чувства, - только его собака. Единственная ценность - коллекционное авто «Гран Торино» 1972 года выпуска, стоящее в гараже. Ему не в чем исповедоваться, да он и не желает. Дети уже делят его имущество, не дожидаясь, когда он умрет. Поступки самого Уолтера тоже не отличаются человеколюбием - он плюет на «ниггеров» и инородцев, заполонивших его Америку, ворчит по любому поводу и заливает тоску дешевым пойлом. Вроде бы расист и мизантроп. И никаких перемен не предвидится. Он уже даже не ходит к врачу, не видя в этом никакого смысла, - свой век он уже отжил.
Но и у подобных людей случаются перемены. Тема, может, и не нова - жизнь не заканчивается, даже если ты суперстар. И как бы ты ни был озлоблен на мир, до последнего мгновения ты должен Клинт Иствуд в фильме Гран Торино оставаться человеком. Потому что в душе Уолтер и не расист, и не мизантроп. И, помогая соседскому мальчику-китайцу преодолевать жизненные трудности, он убедительно доказывает сей факт. И не просто помогая. Человек, убивавший невинных, учит не убивать виновных. Практически библейская история.
Вообще одним предложением сформулировать идею картины невозможно. Это и взаимоотношения отцов с детьми, и тема одиночества, и адаптация к мирной жизни людей, прошедших войну. При этом фильм в повествовании довольно линеен и прост. Без фальшивых пафосных монологов и слезливой патетики. Настоящее мужское кино. И одновременно очень доброе и человечное. И даже грустный финал окрашен таким зарядом положительных эмоций, с которым не сравнится ни один, даже самый зрелищный боевик.
Иствуд-актер, безусловно, солирует, и солирует очень профессионально. Ни одной лишней ухмылки, ни одного лишнего движения - все по уму. Действительно, настоящий прощальный поклон публике. (Хотя жизнь непредсказуема, поклон поклоном, но даже в 78 завязать с любимым делом непросто.) «Гран Торино» стал 29-м полнометражным фильмом, режиссером которого стал Иствуд.
У него таких фильмов больше, чем у многих других известных режиссеров, в том числе -Скорсезе и Спилберга. Впрочем, долгое время он ассоциировался у зрителя с лихим ковбоем. Начиная с середины 1980-х Иствуд начал ломать это представление о себе.
С точки зрения кинематографа в фильме тоже никаких проколов. И монтаж, и операторская работа на высшем уровне, об этом можно было даже не говорить. Из минимума выжат максимум. То же касается и музыки.
Грустно и несправедливо, что такие мастера, как Иствуд, уходят из кинематографа. Даже красиво поклонившись. Но как сказал Уолтер Ковальски - «жизнь вообще несправедлива». И тем не менее она не заканчивается. И очень хочется надеяться, что старик Клинт еще утрет нос производителям киномусора своими простыми, но такими искренними и никогда не стареющими лентами.