Ничего личного

Duplicity (2009)

Ничего личного (Duplicity)Еще одна долгожданная премьера марта 2009 года- «Ничего личного» с участием Джулии Робертс и Клайва Оуэна. Справедливая мысль: «секс работе не помеха» - лейтмотивом проходит через весь фильм. Ее успешно иллюстрируют офицер ЦРУ Клэр Стенвик (Робертс) и агент британской спецслужбы М16 Рэй Коваль (Оуэн). Забросив правительственный шпионаж, они пытаются нагреть руки на «холодной войне» между двумя конкурирующими корпорациями. Для их работодателей в погоне за победой любые средства хороши. По мере повышения ставок загадки становятся сложнее и мрачнее, а методы - еще более грязными. Между тем Клэр и Рэй осознают, что их все сильнее влечет друг к другу. Каждый из них пытается вести двойную игру, но они не в силах обмануть свою любовь. В оригинале фильм называется «Duplicity», то есть «двуличность», «лживость» - и именно на этих гранях загадки и обмана закручен сюжет. Режиссер картины Тони Гилрой слывет мастером в серьезном жанровом кино. В прошлом Гилрой - известный сценарист («Адвокат дьявола», «Армагеддон», «Идентификация Борна»), и всего пару лет назад он дебютировал в режиссуре с триллером «Майкл Клейтон» с Джорджем Клуни. Картина получила 7 номинаций на «Оскар», а Тильда Суинтон - саму награду за роль второго плана. Похоже, Тони и в последней работе остался верен себе и ловко разыграл проверенную карту в жанре «разговорного» триллера, на этот раз втянув в интригу Робертc и Оуэна...

Новая лента бывшего сценариста, а ныне режиссера Тони Гилроя «Ничего личного», конечно, не претендует войти в десятку лучших фильмов всех времен и народов, но своих поклонников наверняка найдет.
В «Ничего личного» все подстроено под одну из самых кассовых звезд Голливуда, которой является Джулия Роберте. С 2001 года она, будучи поглощена семейной жизнью, не соглашалась на главные роли, мелькая только во всяких «Улыбках Моны Лизы» и «Друзьях Оушена». За это время ей так и не нашлось достойной замены среди подрастающего поколения, то есть девушки, которая одной улыбкой автоматически бы обеспечивала космические сборы, как это проделывала Джулия Роберте в 1990-е. Так что теперь, когда 41 -летняя примадонна соизволила вернуться на большой экран, все на радостях вокруг нее прыгают и боятся слово поперек сказать.
«Красотка», разумеется, постарела, но при удачном освещении и гриме смотрится еще совсем неплохо. Правда, не очень она походит на бывшего сотрудника серьезной спецслужбы, хотя, с другой стороны, кто знает, что за публика у них там служит? Так или иначе, Джулия - это Джулия. Профессионал.
Во-вторых, харизматичный Клайв Оуэн, повышающий свой рейтинг от фильма к фильму и тоже обзаведшийся армией поклонников. Ну, если и не армией, то дивизией точно. Правда, здесь он не особо выкладывался. Либо ему было не очень интересно. Довольно типичный для него персонаж, хоть и без пистолета в руке.
В-третьих, сама история. Понятное дело, сказка, но вы ж в кино пришли, а не на совещание в разведцентр. Два страдающих от одиночества бывших агента крутых шпионских организаций, перейдя на службу в тяжелую промышленность, представляют интересы двух противоборствующих транснациональных корпораций. Но по мере усиления противостояния растет и взаимное притяжение, в итоге перерастающее в любовь. Речь, разумеется, об агентах, а не о корпорациях. При этом, в отличие от «Мистера и миссис», никакой стрельбы, погонь и драк до крови. Но зато есть откровенная ирония над фильмами о шпионаже, и по жанру ленту скорее можно отнести к романтической пародии, нежели к шпионскому триллеру. Не исключено, Гилрой решил поиронизировать над предыдущими своими сценариями, вроде трилогии про Джейсона Борна.
По ритму лента спокойная, без обязательного напряжения в дебюте. Многочисленные флешбэки поначалу утомляют и заставляют напрягать мозги, что не всем нравится, да еще за собственные деньги. Приходится внимательно следить за действием, чтобы не запутаться в сюжете. Те, кто предпочитает картины, где основная интрига сводится к поединку между злодеем и героем, рискуют не досидеть до середины ленты. Но те, кто досидит, получат, возможно, удовольствие от финала, ведь это же еще и детектив.
Фильм идет более двух часов, что для шпионской ленты все-таки многовато. Это же не «Однажды в Америке». Недаром в родном прокате название ленты переводится как «Длинный коктейль». Визуальный ряд на высоте, что-что, а это они умеют, вне зависимости от сценария. Места действия раскиданы по всему миру, что свидетельствует о хорошем материальном обеспечении заморских промышленных шпионов. Наши промышленные шпионы в булочную на самолете не летают. С музыкой -полный порядок. Богатая. Оператор тоже нашел пару нестандартных решений, например, иногда делит экран на четыре части и показывает одно и то же событие с разных точек.
Картина иллюстрирует старую истину: какие бы хитрые операции не планировались, человеческий фактор все равно победит. В общем, ничего личного. Но и ничего нового. Твердая пятерка по десятибалльной шкале.