Леонид Гайдай

Как правило, у людей, сделавших смех своей профессией, тяжелый характер. И тем не менее есть одно исключение. Это Леонид Гайдай.

Леонид Гайдай

Леонид Иович Гайдай

30.01.1823 г. -19.11.1993 г.

Фильмография:
1958 «Жених с того света»
1960 «Трижды воскресший»
1961 «Пес Барбос и необычный кросс»
1961 «Самогонщики»
1962 «Деловые люди»
1965 «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
1968 «Бриллиантовая рука»
1971 «12 стульев»
1973 «Иван Васильевич меняет профессию»
1975 «Не может быть!»
1977 «Инкогнито из Петербурга»
1980 «За спичками»
1982 «Спортлото-82»
1985 «Опасно для жизни!»
1989 «Частный детектив, или Операция «Кооперация»
1992 «На Дерибасовской хорошая  погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди...»

 

Автор комедий, на которых выросло не одно поколение зрителей, с детства мечтал стать актером. И хотя он не выговаривал буквы «л» и «р», его все же приняли в студию при Иркутском драматическом театре. А потом был фронт, тяжелое ранение и хромота... С мечтой о сцене пришлось проститься. Однако все, кто видел Гайдая в учебных спектаклях режиссерского отделения ВГИКа, уверяли, что в нем пропал великий актер.
Лишь годы спустя у него появилась возможность сыграть на экране, правда в своих же фильмах. Самая большая работа Гайдая-актера - Варфоломей Коробейников в «12 стульях». Внимательные зрители узнают его и в последней картине - «На Дерибасовской хорошая погода...», где он сыграл безумного игромана. А в «Бриллиантовой руке» у Леонида Иовича сразу три роли: любопытный турист в сцене, когда у Семен Семеныча берут интервью, пьяница, которого забирают милиционеры, и... рука из кошмарного сна Козодоева.
«Каким был Леня? Посмотрите на Шурика, и все станет ясно», - говорит Нина Гребешкова. Действительно, у этих двоих было много общего. Провожая домой будущую супругу, Гайдай, как и Шурик, постоянно  что-то увлеченно ей рассказывал и при этом энергично жестикулировал. Стихотворение «Про девочку Лиду» будущий режиссер читал на вступительных экзаменах во ВГИК. А во время службы в Монголии Гайдай объезжал низкорослых монгольских лошадок, при этом его ноги волочились по земле. Выглядел будущий режиссер весьма комично - как Шурик на ослике в «Кавказской пленнице».
Когда Нина привела будущего мужа домой, соседка по коммуналке съязвила: «Что, пострашнее не нашлось?» Кроме того, Гайдай в быту оказался совершенно неприспособленным - все вопросы приходилось решать жене, а он только «констатировал факт»: «Нинок, у тебя там лампочка перегорела!» или «Посмотри, там в машине что-то капает!»

За чей счет банкет?
Для сцены царского обеда директор картины «Иван Васильевич меняет профессию» предложил использовать муляжи блюд. Но режиссер наотрез отказался, заявив: «Все должно быть натуральным!» И оплатил «банкет», отдав свои кровные 200 рублей. Сцену отсняли, «реквизит» употребили по назначению и только потом заметили, что в кадре оказалась бутылка боржоми. Пришлось начинать все заново. Разумеется, «спонсором» опять был Гайдай.

Игра на раздевание
Когда на пробы пришла Наталья Селезнева, Гайдай понял, что у него есть актриса на роль Лиды в «Операции «Ы». Но ему нужно было проверить, не смутит ли ее сцена с раздеванием. Разглядывая Наталью, режиссер с сомнением произнес: «А фигурка-то у вас не очень». - «Это у меня не очень?!» - возмутилась Наталья. И, не раздумывая, сняла с себя платье.
Комедия со взрывом
Со временем Леонид Иович понял, как перехитрить чиновников, которые в каждой его картине видели крамолу. Для отвода глаз он вставлял сцены, которые, по его мнению, непременно заставят вырезать. Например, в финале «Бриллиантовой руки» на экране появлялся... ядерный гриб. Худсовет пришел в ужас и потребовал убрать эти кадры, не обратив внимания на другие.

К нам едет «Ревизор»!
Пожалуй, единственной картиной Гайдая, которую зрители встретили прохладно, была комедия «Инкогнито из Петербурга» - экранизация гоголевского «Ревизора». И актеры подобрались хорошие: Хлестаков - Сергей Мигицко, Городничий - Анатолий Папанов, Осип -Сергей Филиппов. А комедия не получилась.