Ума Турман

Uma Thurman

Ума Турман

Немногие голливудские знаменитости остаются в жизни застенчивыми людьми, «равнодушно внимающими» похвалам и славе. К ним относится Ума Турман, прозванная «ангелом во плоти». Хотя в кино она играет роли проституток и наркоманок, в жизни — это хрупкая стильная женщина. Никто не мог предугадать, что высокая с большим носом девочка, которую в школе дразнили за необычное имя, станет одной из самых востребованных актрис Голливуда.
В детстве Ума завидовала своим сверстникам, у которых не было такого необычного окружения: среди знакомых ее отца, известного буддолога Роберта Турмана, были Далай-лама, актер Ричард Гир и многие другие знаменитости. Она хотела сменить свое необычное имя Ума на Келли или Линду и, хотя родители ее любили, она часто плакала и замыкалась в себе. Зато многие навыки, приобретенные в детстве, помогают ей в жизни до сих пор. Так, она, согласно заветам знавшего ее с пеленок Далай-ламы и своего отца, регулярно занимается йогой.

Страдания необычной девочки

Ума Турман родилась 29 апреля 1970 года в Бостоне. В ее роду было много незаурядных личностей. Ее дедушка — немецкий барон Карл фон Шлебрюгге женился на красавице — шведке Бригитте Холмквист. На родине Бригитты в порту Теллеборг высится ее огромная обнаженная статуя.
Мать Умы — Нена в 16 лет стала фотомоделью. Сальвадор Дали познакомил ее с известным гуру, проповедником наркотиков Тимоти Лири. Брак с Лири, который был старше Нены на 20 лет, продлился недолго, потому что она влюбилась в одного из его последователей — Роберта Турмана. Выбритый наголо Турман проповедовал буддизм, а в монахи его посвятил сам Далай-лама.
Вскоре после замужества Нена из манекенщицы переквалифицировалась в психотерапевта и родила Турману троих сыновей и дочь. Всем детям Турманы дали индийские имена, потому что долго жили в Индии, и только потом семья переехала в США.
Детство Умы прошло в городе рок-фестивалей Вудстоке и в маленьком городке Амхерст (штат Массачусетс). Жители Амхерста удивлялись странным именам детей Турман. Ума в переводе с хинди означает «дарованная судьбой» или «дарующая блаженство». В ответ на упреки Умы ее мама отвечала, что она должна гордиться своим именем. Братья тоже получили странные для американцев имена: Дехен, Ганден и Мипам. Жители провинциального городка удивлялись также применяемым отцом Умы благовониям, приезжающим к ним из разных штатов студентам-буддистам и тибетским монахам.
«Я была очень высокой, — вспоминает школьные годы актриса, — руки и ноги — непропорционально длинными. К тому же, меня раздражал огромный нос и широко посаженные глаза». 10-летней девочке из-за такого носа чуть не сделали пластическую операцию, но вовремя одумались.
Турман почти не общалась со сверстниками и предпочитала сражаться в бейсбол и баскетбол с братьями. Ее страдания закончились, когда она стала играть в школьных театральных спектаклях. Ума исполняла роли Антигоны, Лауры в пьесе Тенесси Уильямса «Стеклянный зверинец»... Во время одного из спектаклей ее заметили два театральных агента из Нью-Йорка, выискивающих молодые таланты. Они пригласили ее в Нью-Йорк, чем и воспользовалась 15-летняя девушка. От родителей она получила три сотни долларов в дорогу, завернутый в фольгу бутерброд и книгу о самураях. Когда Ума спросила, зачем ей эта книга, мать коротко ответила: «Пригодится», поцеловала ее в лоб и пожелала счастливого пути.

Первые роли в кино
Используя старые связи матери, Ума за гроши стала работать моделью. К этому времени она похорошела. К ее удивлению, модельеры стали обращать внимание на ее внешность. «Если Уму рассматривать по отдельности, — удивлялись они, — то не найдешь ничего особенного, но вместе — это нечто фантастическое». Секрет оказался прост: ее тело обрело идеальные пропорции из-за того, что она много курила и мало спала.
Приехав в Нью-Йорк, Ума поселилась в одном из самых опасных кварталов Бруклина из-за дешевизны снимаемой ею комнаты. Она устроилась на работу в ближайшую пиццерию посудомойкой, а по вечерам посещала актерские кастинги. В квартале, имеющем символическое название «Адская кухня», баловались наркотиками, но Турман устояла, потому что предпочитала не ходить на свидания, а читать книги. Питалась она бесплатной пиццей в своем заведении. Ее комната была сырой и темной. Но она боялась окружавших ее людей. Они считали себя богемой, а она называла их «грязью жизни».
В 16 лет долговязой и замкнутой девушке предложили сыграть коварную соблазнительницу в малобюджетном триллере «Поцелуй папочку на ночь». Картина оказалась заведомо провальной, но, благодаря ей, Уму заметили и пригласили на одну из главных ролей в экранизации знаменитого романа «Опасные связи». В этом фильме, к изумлению продюсеров, 18-летняя Турман затмила таких звезд, как Джон Малкович и Мишель Пфайффер.
На съемочной площадке Турман вела себя своеобразно: обычно она забивалась в угол и ни с кем не разговаривала, но, когда раздавалась команда «Мотор!», преображалась, скинув непринужденно одежду. «Если нужно раздеться, чтобы раскрыть характер моего персонажа, — считает Ума, — я не вижу в этом ничего особенного». Наверное, поэтому в 1990 году Турман сыграла так свободно роль бисексуальной подруги писателя Генри Миллера в замечательной драме Филиппа Кауфмана «Генри и Джун».
После проката фильма «Опасные связи» Ума обнаружила, что зрителям больше нравится не ее игра, а ее обнаженное тело. Журнал «Плейбой» провозгласил ее «самой желанной женщиной года». Все это не понравилось ни Уме, ни ее матери, но было уже поздно. Таковы законы Голливуда. Режиссер Гилльям сказал Уме: «Ты уже обнажилась на экране, следовательно, ты — падшая женщина!»

Ангел и Дракула
Режиссер Фил Жоану во время съемок «Окончательного анализа» познакомил Турман с известным актером-алкоголиком Гэри Олдменом. Ему было 32 года, Уме — 20. Свежая и нежная, как полевой цветок, она стала верной женой бабника и пьяницы. Гэри пытался приучить ее к марихуане, а Ума варила ему овощной суп, потому что он болел гастритом.
Гэри Олдмен сыграл целую галерею зловещих антигероев, вершиной которой стала роль Дракулы в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера». Благодаря огромному таланту Олдмену удалось создать неповторимый образ вампира, достойный «Оскара». Но Уме часто приходилось проводить время в полицейских участках, вытаскивая из них мужа, нашедшего собутыльников в лице не менее известных, чем он сам, актеров Микки Рурка и Кифера Сазерленда.
Выпив, Гэри становился ужасно ревнивым, и Уме это не нравилось, так как ей даже в голову не приходила мысль изменить мужу. Но он так достал ее своей ревностью, что она изменила ему на самом деле. Долгие месяцы по Уме вздыхал и бросал влюбленные взгляды режиссер и актер Тимоти Хаттон. Ей достаточно было одного намека, как влюбленный оказался у ее ног.
Брак Олдмена с Турман продолжался 18 месяцев. Он ненавидел себя за свои пороки, но еще больше ненавидел Уму за ровный голос, кроткий взгляд и бесконечное всепрощение. Впоследствии Турман назвала свой брак с Олдменом «подростковой глупостью и недолговечной блажью». Сотни раз Гэри падал перед Умой на колени и просил прощения, но потом опять заваливался в кабак с собутыльниками. Зимой 1992 года терпению Турман пришел конец. Она собрала свои вещи и уехала. Когда Ума подала на развод, Гэри не протестовал, а просто заявил: «Я честно пытался жить с ангелом, однако это непросто, принимая во внимание размах его крыльев». С тех пор Турман стали называть Ангелом.

Стиль жизни
Журналистов поражает отличие экранных героинь Турман от ее повседневного облика. Культовая актриса сохранила застенчивость в общении. В Нью-Йорке, уже будучи известной, она жила в манхэттенской квартире на одном из последних этажей небоскреба.
Трудно быть ангелом в Голливуде, но недаром Ума с детства носит на шее маленькие сердечки, а для поддержания себя в форме фанатично практикует йогу, стараясь и других привлечь к этому полезному делу. На съемках очередного фильма она предложила всем желающим каждое утро заниматься с ней йогой. Долго не поддавался уговорам актер Бен Газзара, но разве ангелу можно в чем-либо отказать? На туалетном столике у Турман стоит коробочка с прахом любимого кота Чи-Чи, прожившего с ней 21 год.
Ее смешит, когда ее называют секс-символом. «Для меня, — считает Ума, — секс-символы — это такие звезды, как Мэрилин Монро, Рита Хейуорт или Ава Гарднер. Лучше быть безработным, чем секс-символом». Для того, чтобы вынести все проделки желтой прессы, нужно иметь большое самообладание. Турман проявила его, когда в журнале «Плейбой» напечатали фотографии, сделанные папарацци на нудистском пляже, где она купалась обнаженной. «Мне стало неловко за издателей журнала, которые без моего ведома поместили не слишком художественные снимки». Тем не менее, она не подала в суд на «Плейбой».
Ума росла в буддистской среде и поэтому равнодушна как к неправедной критике, так и к преувеличенным восторгам. «Все это не затрагивает моего истинного «я», — считает актриса. — Я знаю, что все в жизни преходяще».

«Криминальное чтиво»
Постепенно мастерство Турман возрастало, и она, как и все актеры, ждала заветной роли. И она пришла от темпераментного, амбициозного новатора Квентина Тарантино. В 1994 году он предложил ей сыграть роль жены главаря мафии Мии в пародии на криминальный жанр «Криминальное чтиво». Она появилась на экране в иссиня-черном парике с пунцовыми губами и влекущим взглядом, на ходу бросая многозначительные, ничего не значащие реплики.
Особенно поразила всех сцена танца Умы с Джоном Траволтой. Блестящая игра Турман стала результатом десятилетнего упорного труда актрисы. Ее номинировали на премию «Оскар». С этих пор Ума — на пике популярности. Ее провозглашают самой стильной актрисой поколения «X». Миллионы девушек принялись причесываться, как ее героиня и красить волосы в иссиня-черный цвет.

В интеллектуальных фильмах
Последним коммерческим фильмом, в котором снялась Турман, оказалась комедия Гаса Ван Сента «Даже девушки-ковбои иногда грустят». Она сыграла в ней роль девушки Сисси, родившейся с очень длинными пальцами и всю жизнь передвигавшейся автостопом. После «Криминального чтива» Турман твердо знала, чего она хочет добиться в кино. Поэтому не реагировала, когда режиссеры и продюсеры называли ее «невротичкой» или «занудой».
В 1995 году вместе с Ванессой Редгрейв она снялась в романтической комедии «Месяц у озера», а через год — в историко-приключенческом фильме «Правда о кошках и собаках», в 1998 году — в экранизации драмы Виктора Гюго «Отверженные». Как правило, интеллектуальные фильмы, в которых она снималась в это время, проваливались в прокате. Неудачей стала и роль красотки-суперагента Эммы в фильме «Мстители». За 30 лет до этого огромным успехом пользовался телесериал с блестяще сыгравшей роль Эммы Дианой Ригг.

Пять лет с Итаном Хоуком
Молодой актер Итан Хоук подошел к ней, когда Ума в перерыве между съемками заснула. Итан расстегнул браслетик на ее ноге и надел на свою руку. Этот день они назвали днем обручения.
Итан писал книги и выступал в рискованных театральных постановках. В отличие от Олдмена, он был спокоен, рассудителен и начитан. «Итан понравился мне тем, — уверяла потом Ума, — что не был слишком навязчив и не приступил, как обычно поступают мужчины, к чрезмерным ухаживаниям».
Венчание произошло в мае 1998 года в одном из крупнейших готических храмов мира — в Манхэттенском соборе. Большой кортеж полицейских машин охранял молодоженов от папарацци. Ума ростом значительно превышала своего небритого мужа. Хоук надел на ее палец обручальное кольцо с восемью бриллиантами, один из которых был внутри, символизируя нечто таинственное.
В июле 1998 года после 28 часов схваток Турман родила дочь Майю Рэй, и супруги переехали из маленькой нью-йоркской квартиры в древний особняк в графстве Рокланд.
В 1999 году Турман сыграла только у Вуди Аллена, которому она не могла отказать (фильм «Сладкий и гадкий»), но уже в 2000 году снялась в кинофильмах (французская картина «Ватель» и лента «Золотая чаша») и в двух телепостановках. В том же году она подписала пятимиллионный контракт с французской косметической фирмой «Ланком».
В январе 2002 года Турман родила сына Левона. В это время между супругами выросла непреодолимая стена. Суть разрыва состоит в том, что, хотя Итан, как и Ума — сложный и замкнутый человек, но для него это — часть имиджа, а для нее — природная суть. Хоука раздражали бесконечные медитации Турман и то, что она отказывалась от выгодных контрактов. Впрочем, мудрая Ума психологически подготовилась к неизбежному разрыву.
Самоуверенный Хоук думал, что Турман будет упрашивать его остаться, когда он скажет: «Я ухожу. Я полюбил другую». Ответа не последовало. Месяц Итан провел в обществе канадской фотомодели Джен Перцоу. Но, когда он предложил Уме оформить развод, услышал уничтожающие слова: «У меня нет времени. Я пойду к адвокату, когда ты надумаешь жениться». Творческое сотрудничество с Тарантино
В период разлада с Хоуком Турман помогло сотрудничество с Тарантино. Если «Криминальное чтиво» продвинуло Уму к новым творческим успехам, то исполнение роли в картине «Убить Билла» способствовало успокоению ее духа. Когда Тарантино задумал сценарий «Убить Билла», она была беременна, и он из-за этого приостановил съемки. Теперь Турман пришла к нему в полной боевой готовности, облаченная в костюм а-ля Брюс Ли.
Тарантино считает Турман своей музой, а она его — творческим другом и наставником.
По восемь часов в день Ума занималась ушу. В итоге, на экран вышли три фильма: «Убить Билла», 1-я и 2-я части видеоленты «Ушу с Умой Турман». Владению самурайским мечом учил Турман мастер восточных единоборств мистер Пин.
В октябре 2003 года Турман подала на развод с Хоуком и перестала появляться на людях. Как и всегда, ее утешительницей стала мама, к которой она переехала в Сан-Франциско.

Турман «убила» Уму
Когда Турман пришла на съемки фильма «Убить Билла», Тарантино, зная, как она переживает тяжелый период развода с Хоуком, пошутил, что, может быть, стоит переименовать фильм, назвав его «Убить Итана», на что Турман ответила: «Скорее, в «Убить Уму». Она имела в виду, что ей нужно преодолеть угнетенное состояние, связанное с процессом развода. В конце 2004 года Ума снялась со своим партнером по «Криминальному чтиву» Джоном Траволтой в фильме «Сохраняй спокойствие». Это продолжение комедии «Достать коротышку». В 2005 году Турман сыграла роль в картине «Будь круче!». Она была признана лучшей драчуньей за роль в фильме «Убить Билла» на MTV Movie Awards 2005 года. С мужчинами теперь Ума очень осторожна и поэтому не спешит выходить замуж за 48-летнего гостиничного магната Андре Балажа. Может, правильно делает.