Мерил Стрип

Meryl Streep

Мерил СтрипПока еще никто не смог объяснить толком, почему знаменитую киноактрису Мерил Стрип обычно считают англичанкой. Может, потому, что она умело подделывает английский и ирландский акценты, кстати, так же, как и любой другой. Или оттого, что при виде ее нежного, утонченного лица в воображении невольно возникает образ истинной леди?
Кажется, что перед нами несомненно англичанка голубых кровей. Но на самом деле она — коренная американка. Ее настоящее имя — Мери Луиза Стрип. Она родилась в 1949 году в городе Саммит, штат Нью-Джерси. Отец работал в фармацевтической компании, мать — художником-оформителем. Никоим образом семья не была связана с театром или кинематографом, но все-таки Мери Луиза мечтала о театре. Да не просто о нем, а об опере. Окружающим такая мечта казалась весьма экстравагантной: уж очень неказисто выглядел этот «гадкий утенок» в очках в старомодной роговой оправе и с ужасными металлическими скобами на зубах для исправления прикуса. Да и голоса особо замечательного у нее не находили. Но никакие уговоры не могли убить мечту стать оперной певицей. Девчушка продолжала тщательно заниматься. И в один прекрасный день к Мери пришло настоящее признание. Ей было двенадцать лет, и на рождественской вечеринке в школе она с большим успехом спела «О, святая ночь!» на французском языке. Так наступил в ее жизни переломный момент, юная певица окончательно утвердилась в желании петь профессионально.
И еще острее она начала переживать внешнее неприглядное несоответствие своему будущему звездному статусу. Правда, после того огромного, в рамках родного городка и школы, музыкального триумфа на внешность девочки перестали реагировать. И еще помогало ее природное обаяние и артистичность: Мери здорово пародировала учителей, родителей, вообще взрослых, придумывала всякие смешные небылицы, что-то все время разыгрывала, а ее интеллектом и актерскими способностями восхищались друзья.
Мери участвовала во всех школьных театральных постановках. Ей поручали самые сложные роли, где было много слов. И она с удовольствием и гордостью бралась за драматическую нагрузку. В результате, в ее музыкальный мир драматический театр проник так сильно, что потихоньку вытеснил все мечты об оперной сцене.
Понимая, что ей теперь без театра жизни нет, Мери решает серьезно учиться. После окончания школы, осенью 1967 года, поступает в очень престижный театральный колледж Вассар.
Позднее девушка немного поучилась в театральном колледже в городе Дартмуте. Затем одновременно с учебой поработала в уважаемом репертуарном театре в Вудстоке, штат Вермонт. В этом театре она проработала целый сезон, и в ее репертуаре были пьесы Бернарда Шоу, Антона Чехова, чрезвычайно популярного в Америке, и даже возрастная роль старухи в «Идиоте» Достоевского. И тут проявилось еще одно ее качество: она оказалась талантливой комедийной и характерной актрисой. Значит, не зря еще в школьные годы передразнивала и пародировала. Но теперь она рискнула делать пародии уже на знаменитостей, например, на Барбру Стрейзанд, и вызвала восторженные отзывы.
В 1975 году Мэрил Стрип с блеском закончила драматическую школу Йельского университета, получив степень магистра искусств. И сразу же начала работать в нескольких театрах на Бродвее в Нью-Йорке. Ее приняли не раздумывая, тем более что диплом Йельского университета что-нибудь да значит. Это уже пропуск в мир очень больших возможностей.
Знаменитый бродвейский режиссер Джозеф Папп пригласил Мэрил в одну из своих постановок и, увидев, на что способна дебютантка, сделал ей сразу же два интересных предложения: во-первых, главная роль в нашумевшей пьесе Шекспира «Мера за меру» и роль французской принцессы в его же «Генрихе Пятом».
«Джозеф дал мне сразу две главные роли, — с благодарностью вспоминала Мерил. — А ведь тогда он не знал, смогу ли я даже на сцену выйти, не споткнувшись».
Работа в бродвейских театрах — яркий период в жизни актрисы. Большой успех принесли ей роли в пьесах Артура Миллера «Память о двух понедельниках» и Теннесси Уильямса «27 повозок с хлопком». И результатом стало вручение ей двух значительных премий в области театра — «Тони» и Международная награда театральных критиков.
А что же кино? Да пока ничего. Никто ей не предлагал роли в фильмах. Да и она сама не рвалась попасть на экран.
«Я не представляла себя в кино. Во-первых, считала себя недостаточно красивой, чтобы стать кинозвездой. Мне казалось, что в кино мне будут предлагать только роли уродин! А во-вторых, методы работы в кинобизнесе казались мне оскорбительными». Так Мерил Стрип считала в середине семидесятых. Но прошел всего один год, как совершенно неожиданно ей предложили роль в фильме «Джулия». Этот кинодебют состоялся в 1977 году. Режиссер Фридрих Циннеман увидел в ней нужную ему светскую даму. Но продюсеры решили иначе: им-то как раз не нравились ее выступающие скулы и длинный нос. Поэтому в процессе монтажа они сократили еще больше и так уж микроскопическую роль. И вообще, как сказал один из них, у нее лицо какое-то странное, не голливудское. А не в этом ли ответ на вопрос, почему очень часто впоследствии ей предлагали роли иностранок.
Однако внешние данные не остановили других кинорежиссеров, и Мерил получала одно за другим приглашения на съемки. Правда, на роли второго плана, но они сразу же обратили на себя внимание ценителей подлинного киноискусства.
Вторым фильмом, где снялась Мэрил Стрип, стала кинопоэма Майкла Чимино «Охотник на оленей». Здесь ей повезло в том, что ее рекомендовал режиссеру сам Роберт Де Ниро, который уже гремел в киномире. Он очень настойчиво предлагал ее на роль своей партнерши. Чимино поверил и не прогадал: за эту роль, хотя опять второго плана, актриса в 1979 году была номинирована на «Оскар». Правда, не получила, но номинация на самую престижную в мире кинопремию стоит очень многого.
А в следующем году Мерил получила свой первый «Оскар». Роль Джоанны в фильме «Крамер против Крамера» стала экранным триумфом актрисы. Ее партнером был известный голливудский актер Дастин Хоффман.
Два дуэта с Робертом Де Ниро и Дастином Хоффманом, столь видными киноактерами, привлекли внимание к Мерил. Теперь на актрису роли сваливались одна за другой, и ей приходилось работать больше для киноэкрана, чем для сцены. Режиссеры оценили ее способность создавать роли нежных, трепетных и в то же время сильных и интеллектуальных героинь. Драматический талант расцветал, и каждая новая роль поражала постепенно влюблявшуюся в нее публику.
Сейчас фильмы с участием Мерил Стрип выходят на экраны Америки практически каждый год.
В картине «Женщина французского лейтенанта», за которую она опять получила в 1981 году «Золотой Глобус» как лучшая актриса, Мерил воплотила сразу два персонажа. Один — отринутая викторианским обществом любовница некоего мифологического лейтенанта Сару. Второй — современная актриса Анна. Две женщины из разных эпох, сословий, но их объединяют, тем не менее, очень важные качества — стремление к свободе и независимость в личной жизни. Так же, как и Джоанна из «Крамер против Крамера», эти женщины наделены «отрицательным обаянием». Мерил Стрип много раз подчеркивала в беседах и интервью, что ей не интересны сугубо положительные героини. Они, как правило, получаются бесцветными. А вот если в хорошей героине вдруг проявляется что-то неприятное, даже противное, вот тогда можно с пользой поработать, напридумывать, и образ расцветет яркими красками. А совсем отрицательных персонажей тоже неинтересно играть, скучно, если заранее будет понятно, что ничего, кроме каверз и преступлений, от героини не дождешься. Да и вряд ли позволят режиссеры актрисе с такими данными быть прямолинейно отрицательной.
В 1982 году Мерил получила второй свой «Оскар» за лучшее исполнение главной роли в картине «Выбор Софи». Кинорежиссер Альфред Паккула экранизировал некогда популярный антифашистский роман Уильяма Стайрона под тем же названием. И опять актриса играла два образа, правда, принадлежащие одному персонажу. Польская еврейка Софи проходит через нацистские концлагеря. После войны она, выжившая, но надломленная, оказывается в Нью-Йорке. Софи уже другая, но и в первом и во втором сюжетах ей приходится выбирать: сначала - кого из детей обречь на смерть, потом решать, что важнее: благоденствие или порядочность. В этом втором случае она выбирает последнее, заплатив не только сытым существованием, но и жизнью.
Потом вышли одна за другой картины «Манхэттен», «Спокойствие ночи», «Влюбленные», «Крик во тьме». Эти работы никаких призов не получили, но публике фильмы с участием Мерил Стрип всегда нужны и интересны. Особое внимание привлекла картина «Из Африки». Она тоже не была отмечена наградами, но роль владелицы кофейных плантаций, попавшей в зависимость от сильной любви, строптивой и нежной, сильной и легкой, которую, понятно, сыграла Мерил, вызвало много восхищения, разговоров и благодарности.
Все грани мастерства актрисы были представлены в тот период. Но выяснилось, что есть еще одна, о которой никто не догадывался. До сих пор она показывала свое искусство в драматических ролях. В конце 80-х считавшаяся «серьезной» актриса впервые выступила в комедийном амплуа. Сначала в фильме «Дьяволица». Не ожидавшим такого «подвоха» зрителям, критикам, коллегам комедийная актриса Стрип очень понравилась. А после знаменитой картины «Смерть ей к лицу», в которой появился необыкновенный комедийный дуэт Мерил Стрип и Голди Хоун, успех был уже оглушительный. Впоследствии этот фильм стал считаться образцом «черной» комедии.
В 1996 году вышел фильм «Мосты округа Мэдиссон». Поставил его один из самых известных актеров Голливуда Клинт Иствуд. В своем режиссерском дебюте он сыграл главного героя. Мерил Стрип и Клинт Иствуд играют зрелую любовь уже далеко не молодых людей. Картина — чрезвычайно трогательная, проникнутая теплом и светом. Результат— номинация на «Оскар».
В «Бурной реке» Кертиса Хенссона, приключенческой ленте о рискованной авантюре на воде, актрисе понадобилась солидная физическая подготовка для исполнения многочисленных опасных трюков. Мерил отказалась от помощи каскадеров и почти во всех ситуациях вышла «сухой из воды».
Вот так, между прочим, она всегда поступает. В одной из работ надо было играть скрипачку — она научилась игре на скрипке. Нужно произнести несколько фраз на каком-то африканском наречии — она начинает учить язык. Возможно, как шутят ее коллеги, если потребуется, она научится и управлять военными силами США. Но, что бы ни пришлось играть, ее главная тема остается неизменной — отстаивание человеческого достоинства, женской независимости, права на любовь по собственному выбору.
А дальше — все тот же «Оскap». Сначала за фильм «Адаптация». Мерил Стрип и Николас Кейдж разыгрывают какой-то бредовый, но при этом увлекательный сюжет: сценарист экранизирует книгу про садовода, клонирующего редкие породы орхидей. Это тоже комедия, и за свою роль Стрип получила еще и очередной «Золотой Глобус» в номинации «Лучшая актриса второго плана». Потом — фильм «Часы».
Сегодня график актрисы расписан до 2007 года, и просветов для отпуска у нее, кажется, не предвидится. В американский прокат только что вышла новая комедия Роберта Олтмана. Мерил играет в ней певицу, исполняющую свои песни в традиционном ковбойском стиле. Будем надеяться, что эта картина появится у нас в прокате. Ведь Стрип сама исполняет все эти песенки.
А сейчас на российских экранах идет комедия «Мой лучший любовник» молодого голливудского режиссера Бена Янгера. Стрип играет вместе с Умой Турман. Озорной режиссер придумал новый претенциозный жанр — лечебно-оздоровительную комедию, где Стрип играет психоаналитика, спасающую от депрессии героиню Турман счастливым советом в кого-нибудь влюбиться. Совет оборачивается против нее самой — она узнает, что пациентка закрутила роман не с кем-нибудь, а с сыном психоаналитика, который вдобавок намного моложе. Тонкая классическая американская комедия снята по правилам двадцатилетней давности, когда нас еще не донимали скабрезными шутками. Но участие в картине самой Мерил Стрип — уже гарантия приличного фильма. Ведь актриса представляет полную достоинства театральную школу Америки, и увидеть ее в плохом фильме просто невозможно.
Если вы думаете, что вся жизнь Мерил Стрип посвящена только искусству, то глубоко заблуждаетесь.
Ну, прежде всего, у нее замечательная семья: муж Дон Гаммер, артист и скульптор, и четверо детей, два мальчика и две девочки. Пока она не знает, пойдет ли кто-нибудь из детей по ее стопам, но один из сыновей уже учится сценическому искусству в театральной школе.
Она много сил отдает общественной работе. Особенно ее интересует благотворительность, и Мерил участвует в работе более чем двадцати организаций. И не только на словах. Она лично помогает детям, больным СПИДом. Еще ее волнуют судьбы молодых артистов. Вообще, Мерил Стрип всегда там, где требуется помощь и участие.
Несколько лет назад Мерил была почетным гостем Московского Международного кинофестиваля. За большие достижения в киноискусстве ей вручили премию «Я верю» имени К.С. Станиславского.
И вообще, у нее масса всевозможных наград. На Аллее Славы в Голливуде заложена ее Звезда.
Но при всех своих регалиях и славе Мерил Стрип — очень скромная, милая и интеллигентная женщина. Удивительно, но, по ее собственному признанию, часто на съемочной площадке она чувствует себя неуверенно. И когда актрису спросили о секрете ее очарования, она ответила так: «Не знаю, никогда об этом специально не задумывалась. Даже более того, мне кажется, если женщина искусственно придумывает, чем может притянуть к себе мужчин, она очень много теряет. Ведь неестественность и фальшь ощущаются сразу. Еще мне кажется, большое значение имеет то, что при общении с людьми я отношусь к ним доброжелательно и стараюсь им улыбаться. Я считаю, что бы ни происходило у меня внутри, какие бы сомнения и переживания меня ни терзали, это не должно напрягать людей рядом со мной. Да и по сути своей я человек веселый и оптимистичный, готовый любить и радоваться жизни».
И, как любая женщина, Мерил Стрип очень любит одеваться, но при этом не экстравагантно, а элегантно и со вкусом. По ее словам, для нее не имеет значения марка одежды, только фасон и качество. «Конечно, удобнее носить брюки, но все-таки большая часть моего гардероба — юбочная. В длинной юбке я себя чувствую уютно. Она нас в каком-то смысле защищает. Хотя в молодости я частенько и с удовольствием щеголяла в мини».
Вот она какая, актриса «голубых кровей», настоящая аристократка с неувядающим и тонким шармом, побеждающая сопротивление экрана и времени.