Филипп Нуаре

Philippe Noiret

Филипп НуареКогда впервые заговорили о Филиппе Нуаре, сегодня сказать трудно. В театре и кино актер может проснуться знаменитым даже после проходной роли и наоборот встретить равнодушие в том, что казалось ему смыслом жизни. Однако сегодня все же видно, какой важной для него оказалась работа в картине Жоржа Франжю «Тереза Дескейру» (1962), выпущенной в самый разгар «бума» «Новой волны».
В роли Бернара Дескейру раскрылись главные, как мне кажется, достоинства актера: тонкий психологизм и «плотность» выразительных средств. Кажется, им и постановщиком не упущена ни одна подробность этого характера. Деловитость и мнительность, холодность и способность сочувствовать, душевная пустота и жестокость — таков сплав этого человеческого характера, провинциального буржуа из мира мориаковских наваждений. Образ и страшный, и жалкий.
...Филипп Нуаре родился 18 августа 1930 года в Лилле, в семье коммерческого директора крупной компании. Даже отцы-иезуиты из закрытого коллежа не смогли переломить характер мальчика. Он хорошо делает только то, что ему нравится. Вот петь в хоре или выступать в любительских спектаклях — это пожалуйста. По окончании коллежа родители скрепя сердце соглашаются отпустить его в Париж — он решил стать актером. Впрочем, они уверены, что Филипп быстро спасует перед неизбежными трудностями и вернется в отчий дом. Они ошиблись, как, впрочем, до них ошибались многие родители...
В Париже судьбу его решил случай. Занятия на Драматических курсах дали Нуаре некоторые актерские навыки. Однажды приятель попросил его подыграть на пробе в Национальный Народый Театр (ТНП) — одном из самых престижных в начале 50-х годов, которым руководил прекрасный актер и режиссер Жан Вилар, а в труппе были Жерар Филип, Мария Казарес, Жорж Вильсон и другие. После показа Жан Вилар предложил скромно державшемуся парню вступить в труппу тоже. «Соглашайтесь!» — бросает ему Жерар Филип. И это решило все.
«Мне было двадцать лет,— вспоминает Филипп Нуаре,— а играть приходилось стариков — в «Сиде», «Лорензаччо», «Марии Тюдор», «Ричарде III». Чтобы немного встряхнуться, я вместе с другом Жан-Пьером Даррасом, тоже актером театра ТНП, приготовил номер для кабаре». Они показывали парные скетчи, в которых у каждого была своя «маска» — увальня и тугодума у Нуаре, не лишенного, впрочем, черного юмора, и живчика, потешного парня — у Дарраса. «Таким образом,—продолжает Филипп Нуаре,— я переходил с самой большой сцены Парижа (во Дворце Шайо) на сцену кабаре «Воклюз», размером в два квадратных метра».
Одиннадцать лет пробыл он в ТНП. работая по 11 месяцев в году и по десяти часов в день. И когда ушел оттуда, так как начал много сниматься, то ему показалось, что он вышел из больницы после тяжелой болезни. Но именно там Нуаре познакомился с фотографом Аньес Варда, которая пригласила его на роль рыбака, застенчивого и доброго трудяги в свой первый фильм «Короткая песчаная коса» (1956).
Фильм успеха не имел, и пройдет несколько лет, прежде чем Нуаре сыграет в кино большую роль — дяди Габриеля в картине Луи Малля «Зази в метро» (1960). Аллегорический, кафкианский сюжет фильма (город, увиденный глазами ребенка) диктовал несколько абстрактный характер актерской игры, а в сценах с Зази — с ее спонтанными реакциями и непосредственностью — эдакую детскую безмятежность. Его заметил в этой роли Рене Клер и предложил сыграть в своем фильме «Все золото мира» (1961), где Нуаре создал образ мошенника, пытающегося облапошить простого крестьянина.
Так вырисовываются две главные точки приложения сил этого актера. Он непринужденно и уверенно чувствует себя в комедии (сказывается «школа кабаре»), бурлеске, но не менее «удобно» в ролях драматических, подчас трагедийных. Филиппу Нуаре явно интересны две крайности человеческой природы — доброта и жестокость. Подчас эти черты сочетаются в одном образе, подчас разбросаны в разных характерах. Примером первого является герой фильма Р. Энрико «Старое ружье» (1975)—доктор Дандье, мстящий оккупантам за убитых ими жену и дочь, второго — персонаж полицейского в картине Эдуара Молинаро «Самые нежные признания» (1973).
Более сложные и многогранные персонажи сыграны им в картинах Бертрана Тавернье,— Филипп Нуаре нашел своего режиссера! Сначала он снялся у него в фильме «Часовщик из Сен-Поля» (1974), затем в «Следователе и убийце» (1975) — роль следователя Руссо, садиста и расиста; еще более сложной была роль регента Филиппа Орлеанского в картине «Да будет праздник!» (1976). Наконец, в картине Б. Тавернье «Неделя отпуска» он сыграл маленькую роль того самого часовщика, который был главным персонажем его первой работы у этого режиссера.
Очень хорош Филипп Нуаре в «дуэтных» фильмах: в известной нам ленте Робера Энрико «Орел или решка» (1982), где его партнером был прекрасный актер Мишель Серро, в ироничной «экологической» картине де Броки «Африканец» (с Катрин Денев). Умело чередуя эти разноплановые роли, Филипп Нуаре всякий раз, казалось бы, показывает разные грани своего дарования. На самом деле они все те же, что и в начале его творчества. Только мастерство стало более зрелым, отточенным.
...Свободное время Филипп Нуаре проводит в своем имении под Каркассоном. Там он сибаритствует (на манер своего любимого героя «Счастливчика Александра» (1967) режиссера Ива Робера), любит погарцевать на хорошем коне — к чему приохотил его друг — Жан Рошфор. «Я человек, которого удовлетворяют простые радости,— сказал он однажды.— Для таких лентяев, как я, мне кажется, что я даже много работаю».
За более чем четверть века работы в кино Филипп Нуаре снялся в полусотне фильмов... Разве это мало?