Жерар Депардье

Gérard Depardieu

Жерар ДепардьеЭтот актер представляет из себя человека с весьма незаурядной биографией, буквально «сотворившего себя». Советским зрителям он известен по ряду картин, среди которых назовем такие ленты, как «Инспектор-разиня» и «Невезучие» — с одной стороны, и «Мой американский дядюшка» и «Возвращение Мартена Герра» — с другой. Две роли в картинах Франсуа Трюффо выдвинули его в число самых заметных молодых актеров французскою кино — в известной нам «Соседке» и «Последнем метро».
Вот как описывает его один журналист: «...Крепкие плечи здоровяка, вытатуированная звездочка на предплечье, сильный нос, похожий на скобку, золотистые глаза — нерешительные и одновременно пылкие. Конечно, он некрасив. Но есть мужская сила и обаяние».
Появление Жерара Депардье на киногоризонте Франции произошло (как и у Бельмондо) в момент, когда изменилось отношение зрителя к героям экрана. Иная тематика картин требовала и иного типа актеров. В «красавчиках» больше не стало нужды, но был нужен актер, способный оказаться «приемлемым» для молодежного зрителя, составляющего большую часть посетителей кинотеатров.
Повторяю — все отнюдь не банально в судьбе этого актера. Он родился 27 декабря 1948 года в Шатору, в семье кровельщика, и был третьим ребенком из шести. Его отец, крестьянин, подался в город на заработки и там остался. Семья не была благополучной, и Жерар был рано предоставлен самому себе. Его учила и воспитывала улица. Что же удивительного, что он рано связывается с уголовными элементами, участвует в ограблениях. Начинает пить. В городе расположены натовские войска, американцы охотно угощают его. Но с ними же постоянно возникают конфликты, драки. Однажды его доставляют в больницу в коматозном состоянии.
Придя в себя, Жерар Депардье впервые задумался над своим будущим. Он понимает, что если немедленно не «свернет в сторону», то быстро опустится и погибнет. И он сбегает на юг, в Канн, где летом работает на пляже, издали наблюдая жизнь традиционного майского Международного кинофестиваля и не подозревая, что довольно скоро сам, в смокинге и бабочке, будет всходить по невысоким ступеням старого Дворца фестивалей, ослепляемый вспышками «блицев». А в 1983 году он в числе четырнадцати крупнейших звезд получит на закрытии XXVI МКФ в Канне особым. приз за заслуги в кино. Но пока, в межсезонье, он путешествует с помощью «автостопа», подчас изображая слепого... Первая роль!
«Однажды,— вспоминает Жерар Депардье на страницах еженедельника «Ле Пуэн»,— я встретил на вокзале Шатору приятеля, который предложил мне поехать в Париж и «заняться театром»... Так я выбрался из ямы. На курсах, куда мы поступили (а они были платные, и Жерару приходится выкручиваться: он убирает помещение, помогает ставить декорации и т. д.), надо было учить тексты «Калигулы» Камю. Здесь я впервые услышал прозу и поэзию Мюссе, начал читать Мариво. Впрочем, разговаривать на языке Мюссе у меня не было охоты... Жил как придется, ел что подвернется. Никаких вещей у меня не было. Выпрашивал деньги у приятеля, который держал бистро. Перебивался небольшими ролями в массовках...»
Жерар Депардье с удивительной откровенностью повествует о своих «университетах». В этом тоже особенность его характера. Он не пытается создавать о себе легенду.
Еще в годы учебы на Драматических курсах он снялся в 1965 году в картине Роже Леенгардта о битниках — модной в те годы теме. Затем его приглашает на свою картину «Рождество Кэрол» Аньес Варда, но фильм не был закончен из-за отсутствия средств. Однако Жерар считает именно его началом своей кинематографической карьеры. Это был памятный 1968 год. Франция бурлила, казалось, она на пороге новой страницы своей истории. Увы, только казалось...
В 1969 году карточка Депардье попадает в реестр актеров на телевидении. У парня абсолютно необычная внешность. О нем говорят: «Новый Габен»,— он только усмехается. Таким образом Депардье оказывается на съемочных площадках Телецентра. Оттуда — не без труда — в театр, где ему дают лишь маленькие роли. Только в «Кафе де ла Гар» Ромэн Бутей находит в парне не только «внешность», но и темперамент, и поручает ему несколько больших ролей рядом с Патриком Девэром, Миу-Миу, в том числе в пьесе И. Горовица «Темная личность».
С ними вместе он затем снимается в «Плясуньях» Бертрана Блие, а с Патриком Девэром у того же режиссера еще и в «Вынимайте носовые платки» (1975). Поначалу его приглашают главным образом исходя из типажа,— так он сыграет рабочего, увлеченного боксом в картине Клода Сотэ «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974), потом крестьянина-вожака в большой картине итальянца Бертолуччи «Двадцатый век» (1976). Очень важное место в его жизни занимает работа с А. Рене («Мой американский дядюшка») и с Д. Винем («Возвращение Мартена Герра»).
Однако Жерар Депардье не намерен играть только роли «парней из народа». Ему интересны различные человеческие характеры. Поэтому он охотно берется за более «амбициозные», требующие перевоплощения, психологической глубины роли. Таков он в известной по прокату в СССР картине Ж. Руффио «В сетях мафии» (роль доктора Берга, затравленного врачебной мафией провинциального городка), таков он в двух ролях — боксера Самсона и его убийцы в картине «Барокко» Андре Тешине (1976), таков и в картинах Ф. Трюффо — актер и участник Сопротивления в «Последнем метро» (1980) и в сложной психологической драме «Соседка» (1982), где становится добычей женщины, не желающей его отдать другой и убивающей его и себя...
А одновременно Жерар Депардье охотно и с явным удовольствием снимается в комедиях. Скажем, в известной нам картине Клода Зиди «Инспектор-разиня» (1979), где его партнером является популярный комик Колюш, знакомый ему еще по театру «Кафе де ла Гар». А затем его партнером становится Пьер Ришар в картине Франсиса Вебера «Невезучие» (1981). В первой он играл «сложные» отношения преступника с растяпой-полицейским, во второй — частного детектива, который вынужден иметь дело с непредсказуемым в своих реакциях и поступках бухгалтером-недотепой. «Серьезный» Жерар Депардье все время попадает в переделки, и тем самым еще больше оттеняет комизм ситуаций.
...Жерар Депардье много снимается. Здоровая психика крестьянина помогает ему быть практичным и умело рисковать. Он верит в свои силы, и этим как бы противостоит тем, кто срывается, применяет опасные стимуляторы, подчас кончает с собой... Его ждут новые роли — разные, во всяком случае...