Шон Пенн

Sean Penn

Шон ПеннОн невелик ростом и напоминает загулявшего полотера. Другой бы расстроился из-за такой внешности, но только не Шон Пенн. Его друг, писатель Чарльз Буковски, посоветовал ему не расставаться с «внешней маской». «Это защитит твою душу от посягательств», — заверил его Буковски. Мгновенная реакция и отпор на посягательство на его личную жизнь или даже на неверные или неточные слова и выражения — стиль поведения Пенна. Журналисты, подходившие к его невесте Элизабет Макговерн или к жене Мадонне, изведали силу его кулаков. Судебные разбирательства следовали одно за другим, но не они, а творчество умного и талантливого актера привлекают внимание зрителей и критиков.

Шон Пенн прошел обычный путь актера от театра и телесериалов к серьезным ролям в кино, но, став знаменитым, он часто сомневался в своем выборе, бросал съемки. К тому же, будучи страстной натурой, он так погружался в роли, что изматывался вконец.
К счастью, Шон умеет переключаться на другие виды деятельности. Он снимает фильмы, пишет сценарии, прозу, стихи. После женитьбы на Мадонне Пенн бросил все, сосредоточившись на избиении папарацци, охотившихся за его женой, и тех, кто, по его мнению, слишком вольно себя вел с ней. Но творческая натура все-таки взяла свое, и после развода Пенн блестяще сыграл в нескольких фильмах. Буйный нрав Шона испытала на себе и вторая жена актера — Робин Райт.


Рождение звезды
Обычный путь голливудских звезд — от одного успеха к следующему. Иначе тебя забудут. Не таков Пенн. Он не заботится о соблюдении звездных законов Голливуда. Его поведение похоже на саморазрушение. Но после судебных передряг и очередного периода отвращения к лицедейству, изумленная публика лицезреет новые блестящие роли Пенна. У него не возникло трудностей с проникновением в голливудскую среду, потому что его родители были с ней связаны.
Родился Шон Пенн 17 августа 1960 года в Бербенке. Его отец — Леонард Пенн, еврей с русскими и литовскими корнями, был известным режиссером, но в эпоху маккартизма, когда он отказался назвать имена «соратников», ему пришлось уйти на телевидение. Мать Шона — ирландка Эйлин Райен снималась в фильмах и в телесериалах, в частности, «Элли Макбил» и «Скорая помощь».
Подростком Шон увлекался то стрельбой по движущимся мишеням, то серфингом, то съемками короткометражных фильмов вместе со сверстниками, будущими актерами Чарли Шином и Эмилио Эстевесом. К сожалению, эти ленты сгорели во время пожара в 1993 году в Малибу. 19-летний Пенн снялся в телесериале своего отца «Барбани Джонс». В рецензии в «Нью-Йорк Таймс» его назвали «человеком-бурей» и «перспективным актером огромного дарования». Вместе с матерью 14-летним подростком Пенн снялся в фильме «Маленький домик в прерии».
Вместо колледжа он пошел в театр, где работал сначала уборщиком и грузчиком, а потом ассистентом режиссера. Свою первую главную роль он сыграл в фильме Рика Розенталя «Плохие парни» (1983), а его дебютом стала картина «Кадеты» (1981), в которой он затмил таких же молодых, как и он сам, Тома Круза и Тимоти Хаттона. Потом последовали «Лихие времена в колледже «Риджмонт», и стало ясно, что родилась звезда. Для съемок в «Плохих парнях». Пенн участвовал в выездах чикагской полиции и даже сделал несколько татуировок на руке. В 1984 году он триумфально участвовал в театральном сезоне в Нью-Йорке, после чего целиком переключился на кино.

Поединок страстей
В середине 1985 года жизнь Пенна круто изменилась. Он потерял голову, увидев Мадонну на съемках видеоклипа «Материальная девочка». Шон зашел в павильон и бесцеремонно стал ее рассматривать. Вспыльчивость Пенна, прозванного в богемной среде «Мистер Трудный», привлекла внимание Мадонны. «Наконец-то, я нашла настоящего мужика», — подумала она.
Критики в это время писали о Пенне как о подающем надежды актере, но это было ничто по сравнению со славой Мадонны. Десятки тысяч мужчин мечтали побыть с ней в постели. Шон отдавал себе отчет, кто он, а кто она, но страсть уже поглотила его.
После концертов Мадонна смывала грим, причесывала волосы и превращалась в застенчивую школьницу Мэдди. «Я выйду за тебя замуж», — сказала она Пенну, и он через несколько дней позвонил отцу и сообщил: «Я женюсь на Мадонне!» «Ну и дурак!» — ответил отец. Шон решил, что их свадьба пройдет тихо, без участия прессы. Они арендовали коттедж на отвесной скале на берегу Тихого океана. В 6 часов утра их разбудил шум. С балкона они увидели вертолеты, набитые репортерами. Жених и невеста стали чертить на песке огромными буквами матерные ругательства. Пенн из пистолета палил по телекоптерам.
Судья Меррик, проводивший брачную церемонию, из-за шума пропеллеров несколько раз обращался к жениху и невесте. Мадонну забавляло все происходящее, к тому же это была для нее бесплатная реклама.
Пенн заставил Мадонну бросить концерты и сам перестал сниматься в кино.
После свадьбы молодожены уехали в уединенное калифорнийское местечко Кармел, но медовый месяц на следующий день был прерван толпами журналистов и поклонников. Шон не отходил от жены ни на шаг и сторожил ее даже у двери туалета. Ему часто приходилось из-за стычек с папарацци объясняться с полицией. Мадонна отказалась от съемок в комедии «Пьяный угар» и снялась с Пенном в неудачном фильме «Шанхайский сюрприз».
Все свободное время Мадонна стала проводить с Джоном Кеннеди-младшим, но, когда он представил ее своей матери Жаклин, та заявила: «Чтоб ноги этой шлюхи в моем доме больше не было!» Блондинка Мадонна напомнила Жаклин ненавистную Мэрилин Монро.
Мадонне быстро надоело играть роль примерной супруги, и на премьере фильма «Переполох» осенью 1987 года она появилась с Сандрой Бернар на банкете и обменялась с ней нарядами, игнорируя Шона, потребовавшего, чтобы она села рядом с ним. Так, Мадонна перехватила инициативу. А 28 декабря 1988 года Шон, заявив, что проведет Рождество в родительском доме, а Мадонне предоставляет свободу, прокрался в спальню жены и привязал ее веревкой к стулу.
Мадонна подала иск о нанесении ей травмы и наняла опытных адвокатов, которые добились не только расторжения брака, но и его аннулирования, то есть он был признан никогда не существовавшим. 32 дня Пенн провел в тюрьме за рукоприкладство и плохое отношение к жене.
Изматывающее лицедейство
Страсть к лицедейству Пенн впитал с молоком матери — актрисы Эйлин Райен. Он снял ее в своем фильме «Постовой на перекрестке». «Моя мама, — утверждает Шон, — замечательная актриса. Достаточно скомандовать: «Мотор!», и она сыграет все, что нужно». Вся семья Пеннов — творческая: старший брат Шона — Майкл — музыкант, написавший саундтрек к фильму «Ночь в стиле буги». Другой брат — Крис — сыграл в 50 с лишним фильмах, в том числе в  «Бешеных псах» у Тарантино.
После развода Пенн с головой  окунулся в лицедейство. Он передавал на экране «и житейскую суету, и мутные, низкие страсти, и просветление души». Но лучше всего у Шона получались роли героев, связанных с преступным миром. Приходилось играть, по словам Пенна, «дрянь хорошую» и «дрянь плохую». Среди подобных ролей — и сын преступника, преклоняющийся перед отцом («При ближайшем рассмотрении»), и полицейский, влюбившийся в девушку-бандитку («Цвета»), и авантюрист-адвокат Клайн Фелд («Путь Карлито»).
Процесс съемок и вживания в образ изматывают Пенна. После окончания съемок каждого фильма он подолгу приходит в себя. О высокой требовательности к себе свидетельствует следующее его высказывание: «Если, читая сценарий, я понимаю, что, кроме меня, еще несколько актеров смогут сыграть роль не хуже меня, я отклоняю предложение».

Испытания Робин Райт
С юности Пенн искал лучшую систему актерской игры. Следуя заветам Станиславского, он уговорил режиссера фильма «Состояние исступления» Фила Жоану устроить ему практику в какой-нибудь больнице: в картине речь шла о врачах-убийцах и хорошеньких девушках-пациентках. Такой «пациенткой» оказалась его будущая жена Робин Райт. Так два лицедея встретились во врачебном кабинете: Шон не умел лечить, а Робин не умела болеть.
Робин слышала, что у Шона — репутация бабника. Ему приписывали роман со Сьюзен Сарандон, он был женихом Элизабет Макговерн, и не так давно вся Америка следила за перипетиями его брака с Мадонной. У Райт было несколько неудачных романов с продюсерами, но она очень любила Пенна как превосходного актера и с первой встречи преданно заглядывала ему в глаза. После двух «экранных» поцелуев Шон уже не называл Робин «дурочкой из «мыльной оперы» (ради роли в фильме «Состояние исступления» она бросила телесериал «Санта Барбара), и беспутная жизнь Пенна на время прекратилась.
Робин, сообщив ему о своей беременности, переехала в его особняк. Шон не возражал, но не считал, что ему нужна постоянная спутница жизни. Он не возражал стать отцом, но для женитьбы еще «не созрел». По сравнению с Мадонной Робин была ангелом, но она и в страшном сне не могла предвидеть испытания, которые ей предстояло пережить.
После женитьбы Шон продолжал разгульный образ жизни: пил, спал со случайными женщинами. На него не подействовало даже рождение дочери, которую он назвал Дилан в честь певца Боба Дилана. Когда Пенн поднял руку на жену, она не выдержала и перебралась в дешевый мотель. Шон на коленях умолял о прощении. Но после возвращения Робин он опять загулял. На этот раз не смог пройти мимо таких красоток, как Валерия Голино и Татум О'Нил. Очередной загул Пенна проходил по тому же сценарию: уход Робин из дома, его валяние в ногах жены, прощение и рождение сына Хоппера. Впрочем, вскоре Пенн в интервью позволил себе отвратительные высказывания в адрес Робин. Она снова, взяв детей, покинула особняк Пенна. Видимо, его грехи не остались безнаказанными: как только Робин с детьми улетела из Малибу в Лос-Анджелес, дом Пенна сгорел от лесного пожара. Папарацци бросились искать Шона и нашли его в баре в обществе двух проституток. После очередной драки его увезли в полицейский участок. В газетах злорадно писали о конце творческой карьеры актера.
Робин подала на Шона в суд, который решил оставить детей матери. Иск она подала, потому что Пенн продолжал приводить в трейлер, припаркованный в саду сгоревшего особняка, новых женщин. С 1993 по 1997 год он пытался примириться с Робин, когда навещал детей, но она была непреклонна. В марте 1997 года за исполнение главной роли в фильме «Мертвец идет» Пенна номинировали на премию «Оскар», но он не появился на церемонии вручения, потому что круглосуточно дежурил у постели Робин: ее еле спасли от внематочной беременности. Как только она поправилась, Шон перестал пить и изменять ей и превратился в заботливого отца и любящего мужа.

Режиссер, сценарист, продюсер
Актерская игра действует на него, как наркотик, поэтому он время от времени убегает от нее в режиссуру. Дебютом Пенна в режиссуре стал фильм «Индейский бегун» (1991). Он был высоко оценен критикой и получил номинацию Международного кинофестиваля в Локарно. «Индейский бегун» и следующий фильм Пенна-режиссера «Постовой на перекрестке» — мрачные семейные драмы. Его герой, пережив боль за погибшую дочь и жажду мести, обретает способность к прощению. Фильм получил номинацию на «Золотого Льва» Веницианского кинофестиваля. Пенн посвятил его Чарльзу Буковски, и финальная сцена снималась на кладбище, где тот похоронен.
Пенн создал продюсерскую компанию «Ceyde is Hungry Films». Он стал продюсером и режиссером фильма «Обещание», который в 2001 году привез на Московский Международный кинофестиваль. В главной роли, так же, как и в «Постовом на перекрестке», сыграл его друг — Джек Николсон. «Меня взволновала, — сказал Шон, — история человека, который не хочет уходить в отставку. Я вспомнил своего дедушку — булочника, который как только отошел от дел, сразу же состарился и умер. Герой фильма обещает найти маньяка любой ценой и выполняет обещание».
Пенн боялся, что станет тираном на съемочной площадке, но оказалось, что это, по его словам, «совершенно не нужно».

Новый стиль жизни
Пенн никогда не обращал особого внимания на стиль своей одежды. В молодости любил ходить в джинсах и кожаных полусапогах, в которые удобно было класть его любимый пистолет. На Московский кинофестиваль в 2001 году Шон приехал в строгом черном костюме. На пресс-конференции он заявил, что проводит все свободное время с детьми. «Я буду решать все их проблемы, пока им исполнится 18 лет, — сказал Пенн. — Что же касается их профессии, пусть они будут кем угодно, лишь бы не пошли по дурному пути». Шон водит дочку в школу, а с сыном ходит на рыбалку.
В 2002 году Пенн открыл собственный ресторан в Париже и публично отказался от употребления алкоголя. Врачи прописали ему любимое лекарство американцев «Прозак». «Я боюсь, — заявил Шон, — воздействия лекарств на мотивацию моих поступков и на присущее мне ощущение высокого и низкого». Попытки врачей заставить Пенна принимать антидепрессанты закончились провалом.
Пенн — эмоциональная натура. При общении с женой он начинает что-нибудь нервно теребить, затем подбрасывать вещи и в итоге все бить и колотить. Он, правда, теперь научился сдерживать свои эмоции и предпочитает выплескивать их на съемочной площадке. «Я просто, — сказал он, — стал более осторожным, потому что уже был в тюрьме, а теперь, когда у меня есть дети, не хотел бы опять в нее попасть».
Пенн и Райт очень серьезно относятся к своим родительским обязанностям. Они соглашаются сниматься, если могут во время съемок находиться недалеко от дома, и предпочитают по вечерам возвращаться к детям и ночевать дома.
Пенн с семьей переехал из Лос-Анджелеса в пригород Сан-Франциско Марин в отличный особняк. «Робин потратила кучу денег на оформление дома, на декораторов и дизайнеров, — рассказал один из друзей Пеннов. — Кровь у Шона кипела, но Робин, словно не замечая этого, трижды заново переделывала дом и меняла обстановку. Работы по дому прекратились, только когда кончились деньги, и Шон влез в долги. Он только что выступил с заявлением о том, что оставляет кинематограф, как срочно потребовались наличные. Пенн обратился к продюсерам и стал снова сниматься. Шон и Робин согласились сниматься в «Переполохе», когда стало известно, что  съемки будут проходить в Сан-Франциско». «Мы переехали в Сан-Франциско, — заявил Пенн, — потому что Лос-Анджелес — не лучшее место для воспитания детей. На каждом углу в этом городе меня подстерегают призраки прошлого. Я родился и вырос в Лос-Анджелесе и здесь же совершил все основные ошибки своей жизни. На многие дома этого города я смотрю с мыслью: «Я через это прошел и это уже пережил. И чудесно, что жизнь моя изменилась!»
«Понятия не имею, — говорит подруга Робин, — как она умудряется жить с Шоном. Он ведь страшно требователен и капризен донельзя, но обойтись друг без друга и без детей они тоже не могут».
Ник Кассаветис снял Шона и Робин в фильме «Она прекрасна». «Главный актерский козырь Робин, — сказал Шон, — ее абсолютная честность. И на экране, и в жизни. Она умеет говорить правду. Поэтому ее героини всегда настоящие. Ее мнение для меня важнее всего. Я люблю с ней советоваться».
Пенн все-таки получил премию «Оскар», снявшись в 2003 году в фильме «Таинственная река». Как ни странно, он спокойно принял эту награду, как и «Золотой Глобус» за эту же роль, хотя в предыдущие годы принципиально не приходил на церемонию награждения, даже когда был номинирован.

Новые приключения
Деятельность Шона Пенна не ограничивается пределами съемочной площадки.
В июне 2005 года он проявил себя еще и как талантливый журналист, написав пять статей в газете «Сан-Франциско Кроникл». В этих статьях Шон поведал о своем пребывании в Иране во время президентских выборов.
Недавно актер решил попробовать свои силы в качестве спасателя. К сожалению, не совсем удачно. В то время, как крупнейшие телекомпании США и звезды музыки и кино собирали средства в помощь пострадавшим от урагана «Катрина», Шон Пенн решил принять участие в самих спасательных операциях. На своей лодке он отправился на помощь жителям Нью-Орлеана, которые не успели эвакуироваться и оказались в затопленном городе. И сам чуть не стал жертвой стихии. Его лодка неожиданно дала течь и начала тонуть. Впрочем, Пенн не растерялся и попытался вычерпать воду из лодки пластиковым стаканом.
На этом злоключения Шона не прекратились: мотор лодки вышел из строя, и экипажу знаменитого актера и режиссера пришлось взяться за весла. Даже личный фотограф Пенна подключился к остальным членам экипажа. Им повезло: лодка причалила к безопасному месту. Прибывшие к месту происшествия репортеры стали расспрашивать Пенна о причинах, по которым он отправился в затопленный ураганом город. Он ответил: «Я хотел помочь всем, кому удастся». Такой ответ вызвал недоумение и раздражение у находившихся неподалеку спасателей. Один из них изумленно воскликнул: «И вы собирались сажать кого-то в эту посудину?» Но в этом эмоциональном поступке — весь искренний и неповторимый Пенн.